Категории

9 основных законов работы с натурой

При работе с натурой многие художники сталкиваются с целым рядом проблем: с чего лучше начать, как поэтапно вести работу, как попасть в характер модели? При создании скульптурного портрета встают те же вопросы. И тут на помощь приходят 9 законов, которые были выведены основателем нашей школы Александром Спиридоновым и теперь помогают даже начинающим скульпторам достойно слепить первый портрет.


9 основных законов работы со скульптурой подробно раскрывают искусство создания портрета с натуры. Все законы переплетаются между собою и каждый из них является частью другого.

Первый закон — делай наброски перед каждым сеансом
Чем полезны наброски? Это некая турбокнопка, которая позволяет нам разгоняться. Всякий отдельный набросок решает конкретную задачу. Набросок — это также маленькое пророчество на ваши ошибки, которые вы обязательно допустите. Если в вашем рисунке будет маленький затылок, то и на вашей скульптуре тоже будет маленький затылок. И именно набросок отлично поможет это заранее обнаружить.


Второй закон — работай сразу над всем и сохраняй последовательность
Не концентрируйтесь только на лицевом модуле, перемещайтесь по всей скульптуре. Работайте в четырех режимах скоростей. Первый режим — набирайте массу. Второй — рисуйте на скульптуре. Третий — срезайте излишки. Четвертый — самый удивительный: передвигайте пальцем массы туда-сюда, моделируйте их. Быстро переходите из одного режима в другой. Тогда вы никогда не устанете и будете свежим взглядом смотреть на вашу работу.
Скульптор работает по принципу волны, набегающей на рисунок на песке, но действует в обратном направлении. Скульптор и есть та самая волна — особая последовательность действий. Вы набрали, нарисовали, срезали, промоделировали. Повторили. И человек проявился, проявился чуть-чуть, и вы это сделали везде и сразу.


Третий закон — переходи от великана к муравью
Переходите от большого — к малому, от общего — к частному, от простого — к сложному. Натурщик станет муравьем, а вы — великанами. Вы отойдете от натурщика, чтобы не видеть его глаз, его губ, носа, а видеть один только общий знак, характерный силуэт. Когда же натурщик станет великаном, вы должны стать маленьким муравьем. Бегайте по лицу натурщика, как по холмам, ущельям, забирайтесь в ушной карьер, пробегайте по хребту носа... Издалека вы никогда не увидите деталей! Важно не бояться подходить близко, еще ближе.


Четвертый закон — отдавай 80% взора натуре и 20% своей работе
Вы смотрите на натурщика и анализируете. Все увиденное в нем вы отражаете в своей работе. Только то, что вы увидите, вы сможете слепить. Если вы много лепите свою работу и мало смотрите на натурщика, вы двигаетесь чересчур медленно. Если вы много смотрите на натурщика и мало лепите свою работу, вы двигаетесь слишком быстро. Большую часть времени вы должны проводить рядом с натурщиком, а не с вашей работой. И тогда портрет будет хорош.


Пятый закон — ищи новые ракурсы
Каждый ракурс человека рассказывает о нем что-то новое. Чем больше ракурсов вы собираете, тем больше вы рассказываете о том, кого изображаете. Чем более необычный силуэт вы находите, тем более редкую информацию вы оттуда считываете. Мы видим в фас то, чего мы не видим в профиль, и снизу видим то, чего мы не видим ни в фас, ни в профиль. Когда мы смотрим на человека в три четверти, мы видим так называемую линию Оджи. Ни в каком другом ракурсе вы никогда не увидите эту линию настолько отчетливо. Вот так, элементарно, мы собираем наиболее полную картину о человеке. Так создается цельный портрет.


Шестой закон - держи дистанцию со своей работой
Когда вы становитесь великаном, вы смотрите издалека на свою работу, потом на натурщика. Когда вы становитесь муравьем, вы подходите очень близко к вашей работе и смотрите на нее, потом подходите близко к натурщику и долго, внимательно всматриваетесь в него. По принципу хищника. Важно соблюдать эти дистанции. Если вы вглядываетесь во что-то более трех секунд, то мозг начинает автоматически разбивать объект на составляющие, следить, как и куда идут волосы, брови, нос. Поэтому на натуру обязательно надо смотреть не менее трех секунд, если вы действительно хотите что-то увидеть.


Седьмой закон — корректируй и улучшай
Самый ценный опыт человек получает тогда, когда он исправляет ошибки. Помните о том, что любая скульптура, любой портрет — это одна большая ошибка. Первое, что вы делаете, — разбиваете ошибку на лицевой модуль, на черепную коробку, на шею — на три ошибки поменьше. Потом начинаете дробить на еще более мелкие ошибки. И так далее. Путем исправлений и коррекции вы приходите к портрету.
Не нужно бояться исправлений. Всегда смотрите на свой портрет так: могу ли я сделать что-то еще лучше?


Восьмой закон — отбрось всю суету и переживание
Злейшие враги художника — это суета и переживание. Вы делаете одно, а думаете о другом и переживаете за результат, забывая о процессе. Важно отбросить суету и всецело заняться чем-то одним. Это возможно, это реально, и это очень важно. Меньше действий, но лучше и качественнее. Вы должны работать на качество процесса, а не на результат. Качественный процесс рождает качественный результат. Сосредоточьтесь на том, как вы подходите и отходите, как смотрите на натуру, на свою работу, что делают ваши руки при этом. Вы не будете суетиться и переживать. Вы будете внутри процесса.


Девятый закон — не пускай руки впереди головы.
Часто художники просто наблюдают за тем, как их руки живут своей жизнью. Но ваши руки должны быть вашими слугами, а не хозяевами! Они должны делать то, что им велит мозг. Чем больше вы работаете головой, тем меньше вы работаете руками. Чем меньше работают ваши руки, тем больше работает ваша голова. Чем медленнее вы работаете, тем лучше. К скульптуре всегда нужно подходить исподволь и не спеша. Не суетитесь. Вы должны быть неподвижными, как статуя, и внимательно смотреть на свою работу прежде, чем что-то сделать. Так работали все великие мастера.


Эти девять законов, связанные воедино и применяемые последовательно, приводят к мощнейшим эволюциям в работе с натурой. К глубокому пониманию того, как просто рождаются самые сложные на первый взгляд вещи. Как портреты начинают жить, проявляясь из бесформенного куска глины. Но это происходит постепенно, не сразу.
В основе любого явления лежит своя волшебная механика, с которой можно и нужно подружиться. Если вы будете следовать этим рекомендациям и сделаете несколько простых действий частью повседневной практики, то результаты не заставят себя ждать.
Портрет